Корреспондент: Валерия Анатольевна, Вы любите театр?
Валерия Анатольевна: Да, люблю ходить в театр, смотреть мудрые поучительные спектакли. Мне интересен замысел, который вкладывает режиссер, а струнами, на которых он играет собственную мелодию, становятся артисты. Мысленно я веду диалоги с режиссером, когда смотрю спектакль. Он раскрывает свою душу, свою тайну.
К.: К нам приезжал коллектив театра Романа Григорьевича Виктюка. Вы были на спектакле?
В.А.: Да, была. Началось все с приключения. Вовремя не привезли декорации, и спектакль начался на 1,5 часа позже. Полчаса народ слушал рассказы и стихи занимавшего паузу артиста, а потом бросился в буфет. Вот тут-то и начался настоящий театр.
К.: Что Вы имеете в виду?
В.А.: Гардероб, вестибюль, буфет, туалет и сцена – это все театр и люди на какое-то время (пока сцена за занавесом) становятся артистами. Итак, на спектакль пришли, в основном женщины, мужчин можно было посчитать по пальцам. Одеты женщины были по-разному, в основном, так как ходят на работу, но не в гости.
В буфете шампанское пили бутылками и везде: усевшись за столики, за буфетными стойками, на подоконниках и даже перилах лестниц. Скоро шампанское закончилось, и в ход пошел коньяк.
Обращение между дамами было одно «девушка». Когда ко мне обратилась «девушка» лет 50-ти и спросила: «Девушка, Вы последняя?», я ответила, что последняя, но не девушка.
К.: А спектакль-то начался?
В.А.: Ну да, когда, наконец, собрали сцену, прозвенел звонок, зрительницы ринулись в зал, на свои места, с бутылками воды, наступая на ноги сидящим. Молодежи в зале было мало, в основном, это были женщины от 35 и старше.
К.: Итак, спектакль. Вы видели пьесы, поставленные Виктюком?
В.А.: Я видела его пьесы в Москве, Риге, Сочи, а теперь в Мурманске. Мне они были интересны своей оригинальной постановкой: свет, музыка, стихи, цвет, игра актеров, смешение стилей и жанров.
К.: А этот спектакль?
В.А.: Мне, кажется, я, наконец, прозрела и увидела, что все спектакли похожи и тема одна. Спектакли о мужчинах и для мужчин.
К.: Но в названии имя женщины «Саломея»?
В.А.: Режиссер сложил две судьбы: любовь Оскара Уайльда к молодому красавцу и историю, которую он написал – историю иудейской царевны Саломеи. Но не подумайте, что история о прекрасной женщине и ее жестокости (говорит нам режиссер), история о красавце мужчине, по которому сходят с ума другие мужчины. Именно поэтому роль Саломеи исполняет талантливый молодой актер, почти обнаженный в нашем холодном Мурманске.
К.: Не поняла?
В.А.: Да, спектакль о любви взрослого мужчины к молодому и красивому юноше. Такая любовь – это право и личная свобода каждого мужчины. А чтобы подтвердить это право нам продемонстрировали красоту молодого тела. Актер, почти обнаженный, «танцует акробатический стриптиз» в минимально закрытых плавках. Это вместо прекрасной Саломеи, которая танцевала перед царем танец «семи покрывал».
Зал был полон женщин, они с восторгом встретили спектакль, а я подумала, почему любить мужчине женщину – несвобода (по замыслу автора), а однополая любовь – высшее счастье? Вы мне можете ответить?
К.: Нет. Вы пойдете еще на спектакли Виктюка?
В.А.: Нет, в них об одном и том же. Мне стало скучно и грустно.
К.: Как было в гардеробе? Обсуждали ли спектакль?
В.А.: Обсуждений не слышала. Недавние зрительницы с шубами и полушубками прорывались сквозь очередь к выходу. Мне на ногу встала одна из руководителей учебного заведения, а за ней ее дочь. Спокойно обойти очередь, не потревожив стоящих, кажется, никому в голову не приходило. Одна цель – «мне надо», а вы стойте и терпите.
Вот так завершился поход на спектакль под названием «Саломея», в котором было все кроме Саломеи: молодой, прекрасной и желанной, умной и жестокой.